О чем говорят украшения

Виталий Богданович, ученый-исследователь, врач, психолог высшей категории, писатель, г. Санкт-Петербург

Мы до сих пор очень мало знаем о предназначении древнерусских украшений. О тех далеких временах напоминают такие славянские названия, как перстень, гривна, монисто, венец, обруч, кольцо. Одно из предназначений всех этих вещей – выполнение защитной функции. Трудно сказать, что было первичным: стремление украсить себя или защитить. Постепенно глубокая смысловая традиция, связанная с ношением украшений, переходит в ритуал.

Окончание. Начало статьи в № 8/2018 «Kрасота PROf».

 

В древности украшения имели религиозный, магический смысл. Люди тогда считали, что через отверстия нашего тела может вылететь душа или, наоборот, может проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство, и старались защитить свое тело с помощью украшений из кости, дерева, металла или драгоценных камней. На украшения наносились различные узоры или ритуальные насечки для умножения силы и получения большей пользы, они были буквально пропитаны родоплеменной магией.

Можно утверждать, что и раньше, и сейчас роль украшений заключается в том, чтобы защищать энергетические центры (чакры) от вредного информационного воздействия. Оголовье, налобники, повязки, платки защищали шестой и седьмой энергетические центры; гривны, ожерелья, бусы, монисто охраняли пятый и четвертый энергетические центры; пояса – третий и второй энергетические центры.

Серьги

Серьги всегда на виду и значат для женщин гораздо больше, чем галстук для мужчин. Слово «серьга», заимствованное из тюркских языков, вошло в оборот в XIV веке в значении мужского ушного украшения. При этом они были не только украшением, но и оберегом. Ведь уши являются воротами получения информации, в том числе заговорного слова, поэтому должны быть защищены. Браслеты и серьги предохраняли человека от информации, которая может прийти к нему через произнесенное слово.

На мочке уха есть точки, отвечающие за остроту зрения, поэтому серьги способствуют его улучшению.

В старинных хрониках упоминается еще одно талисманное назначение сережек: они спасают во время кораблекрушения, не дают владельцу утонуть. Отсюда пристрастие пиратов к длинным и массивным серьгам.

Древние греки и римляне всерьез полагали, будто именно ухо является священным хранилищем памяти, так что тех, кто дарит серьги, не забывают.

У некоторых народов обычай надевать это украшение служил бытовым или племенным шифром. У цыган серьгу должен был носить мальчик, родившийся после смерти предыдущего ребенка. У народов Предкавказья, скажем у казаков, ношение серьги мужчиной означало, что это единственный ребенок в семье, и традиция предписывала командирам беречь продолжателей рода.

Согласно апокрифу, перед тем как изгнать Еву из рая, Творец повелел проколоть ей уши, а затем из чувства сострадания подарил серьги с драгоценными камнями необыкновенной красоты. С той поры серьги навсегда стали атрибутом женского наряда в самых разных национальных культурах.

На Руси существовал обычай: едва девочка начинала ходить, как мать (сословие значения не имело) вдевала ей в уши крохотные продолговатые сережки с цветными каменьями. Не только для украшения, но и в лечебных целях. Предки были осведомлены о целебных свойствах ушных украшений. Легонько покачиваясь при движении, серьги массируют точки акупунктуры на мочках, помогая предупреждать многие недуги.

Поначалу сережки по форме представляли собой кольца и изготавливались из меди, серебра или золота. К ним прикреплялась одна или несколько бляшек с мелкими самоцветами, которые поэтично называли искорками. Они сияли или мерцали в сережках-лапках на орликах, подвесках и ушных булавках. Чем изящнее форма, ослепительнее блеск, тем к более знатному роду принадлежала барышня.

По мнению ювелиров, сережки, дужки которых изготовлены из мельхиора или никеля, могут вызвать аллергические реакции, беспричинную усталость. Чтобы не искушать судьбу, они советуют ориентироваться на золото, серебро, платину или их ценные сплавы. Недешево, но безопасно.

Ожерелья и броши

Древнее название шейного украшения – «гривна». Металлический обруч, надетый на шею, считался надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. Кроме магических свойств, такие обручи обладали и чисто житейскими функциями: указывали на статус владельца гривны, его принадлежность, богатство. Гривны носили и женщины и мужчины. Делали гривны из меди, бронзы, билона (сплав меди с серебром), из оловянных и других сплавов. Самые дорогие и ценные гривны изготавливали из серебра, принадлежали они только богатым людям.

Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой бронзовой проволоки, носили без дополнительных украшений, а на тонкую железную или цветную проволочку нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.

Сакральный смысл ожерелья (от слова «жерло» – шея) из нанизанных на нитку бусин заключается в том, что оно представляет собой некое промежуточное состояние между деталями и целым любого явления. Бусинки ожерелья или звенья цепи символизируют множественность явлений, а нить – скрытую сущность и связь. Бусинки – это также люди, животные и все живое, зависимое от божественной силы и связанное с ней.

Ношение на шее или груди ожерелья означает чувственность и любовную связь, вызывает эротические и психологические ассоциации, непроизвольно делается акцент на привлекательности женщины. В некоторых регионах обилие украшений на шее – знак высокого положения в обществе. Наиболее употребляемые формы ожерелий – бусы, четки и гирлянды. Нить, проходящая сквозь сферу жемчужин или камня, вместе с округлой формой бусины символизирует цикл проявлений всего сущего.

Ожерелье – одна из самых древних и излюбленных форм украшений не только женщин, но и мужчин. Знатные египтяне и египтянки носили золотые амулеты в виде священного жука-скарабея. В Риме были в ходу ожерелья с миниатюрными выгравированными рельефами. Готика ввела моду на ожерелья из цветов, Ренессанс – из жемчуга. На парадной одежде царей и бояр Киевской Руси небольшие прямоугольные золотые и серебряные пластинки нашивались в виде ожерелья вокруг ворота, вокруг манжет и по головному убору. Все ожерелья украшались драгоценными камнями.

Основное назначение ожерелья в том, чтобы прикрывать от любых информационных воздействий его владельца. Как и кольцо, оно может выполнять сакральную функцию, позволяет выделить носителя идеи, власти, богатства, родовитости, династической принадлежности. Ожерелья, точнее цепи, разделялись на церемониальные, должностные, сенаторские, рыцарские, цеховые, баронские, лауреатские…

В Древней Руси существовало также истинно женское шейное украшение – монисто. Это своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.

Брошь появилась как пряжка, фибула для скрепления отдельных частей одежды, а со временем стала самостоятельным украшением. Обычно прикреплялась у декольте платья или блузки. Со временем мужчины заменили ожерелья и бусы на нагрудные бляхи, орденские ленточки, значки.

В броши также закладывались сакральные символы, часто использовались геометрические орнаменты, изображения Солнца. Они тоже выполняли двойную функцию: служили для украшения и скрепления одежды и защищали своего владельца от чужеродной энергетики, от дурного глаза. Игла застежки, как громоотвод, отводила злобные энергетические посылы от тела человека в землю.

Магические символы

Вообще, украшением (себя или жилья) может служить практически что угодно. Коряга необычной формы, привезенная с Алтая, серьги, изготовленные из «бросового» агата, но найденного на Телецком озере, сувенир, привезенный из святых мест, подарок близкого человека, что-то сделанное своими руками…

Свеча является самодостаточной магической системой, так как представляет собой не только стихию огня, но и три других основных стихии: Земля – это несгоревший воск свечи, Воздух – это дым, Огонь – пламя, а Вода – расплавленный воск. Стоит обратить внимание на то, что в древности воск наравне с жиром считался веществом, содержащим жизненную субстанцию, разница заключалась лишь в том, что жир считался символом мужской жизненной субстанции, а воск – женской. Поэтому воск не нуждается в покраске, изменении формы для придания ему магических свойств. Все это, скорее, помощь магу для создания нужной атмосферы и вызова определенных ассоциаций. Есть действительно «работающие» свечи. Мы такие привезли из Иерусалима, из Храма Гроба Господня. Это не стандартные свечи, продаваемые упаковками и являющиеся обычными сувенирами. Они продаются в храме одним монахом и нечасто, надо ловить момент. Когда мы их «померили» в лаборатории, то пришли в восторг – они генерируют то состояние, которое присутствует в Храме, в месте, на котором раньше стояла Голгофа.

Полная печатная версия:
Архив...