Сделано в СССР

Как известно, в Советском Союзе косметика, как и многие другие товары народного потребления, была в дефиците. Тем не менее красивой быть, как говорится, не запретишь… Популярная советская поэтесса Юлия Друнина со свойственным юности максимализмом писала: «Нету краски для ресниц? Пустяк! Можно развести водою сажу! Пудры нету? Обойдусь и так! Порошком зубным свой нос намажу!». Шутка, скажете вы… Но в любой шутке, есть, как известно, доля истины.

В конце 20-х годов руководство страны провозгласило, что гигиена является неотъемлемым атрибутом быта культурного человека. Стало расширяться производство мыла, шампуней, а затем и декоративных продуктов. В 1929 году на базе мыловаренной лаборатории Генриха Брокара, российского предпринимателя с французскими корнями, возник трест ТЭЖЭ. Многие романтичные особы расшифровывали аббревиатуру как «тайна женщины», в реальности же все было куда прозаичнее: ТЭЖЭ – не что иное, как Трест эфирно-жировых эссенций. Выпускаемый им ассортимент был достаточно разнообразен: пудра, помада, карандаши для бровей, тушь для ресниц, одеколоны, духи. А стоили все эти нехитрые средства красоты очень дешево, так что купить их могла и студентка, и колхозница, и домохозяйка… Все служило одной цели – приучить людей ухаживать за телом, причем продукции было в избытке.

Косметика активно рекламировалась с помощью интересных плакатов в стиле соцреализма и ар-деко. Конечно, рекламные слоганы были весьма примитивны и состояли в основном из глаголов повелительного наклонения или напоминали стандартные для того времени агитационные воззвания: «Покупайте духи и пудру «Сирень!», «Берегите волосы! Мойте их «Пикасано» против перхоти и выпадения!», «15 миллионов людей покупают мыло «Букет моей бабушки!».

Настоящим событием стало открытие в Ленинграде парфюмерной фабрики «Северное сияние». Именно парфюмеры этой фабрики подарили модницам тех времен на редкость простую в применении и весьма эффективную тушь «Ленинградская», очень похожую на кусочек черного мыла в невзрачной картонной упаковке. Кстати, тушь в заветной коробочке продается и сегодня, и у нее по-прежнему есть почитательницы.

Впоследствии были открыты еще несколько фабрик в крупных городах. Реклама становится масштабнее, но выглядит все так же просто, лаконично и обязательно позитивно. И в дальнейшем в рекламе сохраняется предельная ясность с акцентом на легкость восприятия и создание определенного ритма, но ее уже отличает большее количество текста, который придает товару еще большую конкретику. Удивительно, но сегодня такие известные бренды, как Benefit, Andrea Garland, Paul & Joe, в рекламе своих товаров придерживаются такой же стилистики.

Постепенно советская косметика становится все более качественной. Появляются более яркие и красивые упаковки. Ассортимент товаров для женской красоты расширяется.

Основным уходовым средством для кожи был крем «Детский». Он отлично смягчал и увлажнял ее. Выпускались кремы на основе натуральных компонентов – «Облепиховый», «Ланолиновый», «Ромашка» и другие.

Самое известное советское тональное средство – крем «Балет» –обладал очень плотной текстурой и создавал на лице эффект гладкой маски. Совместно с компанией L’Оreal «Свобода» выпускала крем-пудру «Жэмэ» в трех оттенках: бежевом, персиковом и натуральном. Качество этого тонального средства было выше, чем у «Балета», но и достать его было сложнее.

Пудры все были рассыпчатыми и делились на группы по качеству. Высшее качество – это «Бархатистая», «Восток», хорошее качество – «Эллада», «Красная Москва», дальше шли разнообразные пудры среднего качества – «Камелия», «Маска», «Сирень», «Кармен»... А в целом же составы не особо различались. Как правило, формула включала тальк, мел, двуокись титана, окись цинка, белую глину.

С тенями ситуация была крайне сложная. Самая распространенная – голубая, зеленая или серая гамма – шла абсолютно всем хотя бы потому, что другой не было. Варианты с бежевыми и коричневыми оттенками стали появляться уже в 80-е.

Что касается помады, палитра цветов была не очень большой, но все они были насыщенными. Помадой рисовали и румяна, как делают нынешние продвинутые визажисты. А косметический вазелин заменял в те времена гигиеническую помаду и бальзам для губ.

Ассортимент духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики. Наибольшую популярность в советские годы завоевали, конечно же, духи «Красная Москва», флакон которых напоминал Кремлевский дворец, а происхождение аромата так и осталось загадкой.

Духи «Наташа» – мечта любой советской старшеклассницы, ведь «Красная Москва» считалась ароматом женщин постарше.

В 1949 году, в год 150-летия Пушкина, выпускаются специальные юбилейные духи – «Пиковая дама». До сих пор коллекционеры гоняются за одной из самых оригинальных упаковок.

Легендарный «Тройной одеколон» стал одним из символов советского времени для многих людей. В его состав входил 64%-й спирт, поэтому одеколон использовался еще и как антисептическое средство. А свое название получил благодаря трем составляющим компонентам: нероли, бергамоту и лимону.

Не все из этих косметических средств можно было запросто купить. Люди выстаивали огромные очереди, чтобы что-то приобрести. Но, несмотря на дефицит такой продукции, советские женщины выглядели очень ухоженно.

Полная печатная версия:
Архив...