Теория поколений: система координат

Наталья Лисова, руководитель сети салонов красоты, практикующий тренер, эксперт по построению салонного бизнеса, руководитель проекта «Салон на миллион», участник конференций, выставок, фестивалей, тренингов индустрии красоты в качестве лектора, г. Москва

Поколение воспитывается под влиянием многочисленных и разнообразных условии? и событии?. Именно под воздействием событий, происходящих в стране и мире, формируются отношения, ценности, стиль работы, которые представители поколения привносят в коллектив и в семью. Ученые считают, что каждые 20 лет на свет появляется новое поколение, система ценностей которого в корне отличается от ценностей предшественников. В наше время встретились три поколения: поколение Х, поколение Y и поколение Z. Надо четко понимать, кто у нас работает сейчас и кого мы увидим в будущем. Как ставить задачи 20-летним?

Поколение Х

Им сейчас где-то 40–50+, и те, кто в здравом уме и твердой памяти, активно работают. Их называют поколением с ключом на шее – дети, возвращавшиеся из школы самостоятельно, сами составлявшие себе распорядок дня.

На характер этого поколения наложил отпечаток переход нашей экономики из одного состояния в другое, от административно-командной системы, сформированной в Советском Союзе, к коммерциализации. Поэтому поколение X самостоятельно, его представители считаются лучшими управленцами, отлично адаптируются, умеют структурировать и систематизировать. У них есть деловая агрессия, выработаны собственные ценностные ориентиры, проявляется индивидуализм и стремление к профессиональному успеху.

Они имеют прекрасное современное образование, готовы непрерывно учиться, понимают, что постоянное получение новой информации – важнейшее условие успешной карьеры. Не любят контроль, предпочитают печатный текст, им важно написать и прочитать.

Поколение X всегда стремилось работать в собственном ритме и пространстве. Это трудоголики, не умеющие отдыхать. Рассчитывают только на себя и легко уходят из компаний в свободное плавание. Нацелены на достижения, обладают высокой ответственностью, самостоятельностью и умением решать сложные задачи, остаются наиболее активными в экономическом плане.

Резюмируем основные качества представителей поколения Х:
– стремление к карьерному росту;
– восприимчивость к критике;
– информированность;
– прагматизм;
– высокая работоспособность;
– ответственность;
– надежда на свои силы.

Поколение Y

Это те, кому сейчас 30+. Дети целеустремленного поколения Х. Нам (я представитель поколения Х) некогда было воспитывать, мы занимались бизнесом. Отсутствие в семье компенсировалось подарками и благополучием быта для своего потомства. В семье был сильный стимул к повышению самооценки, поэтому представители поколения Y в основной своей массе не готовы к неприятностям на работе. Негативная оценка повергает их в депрессию. Характерно самолюбование (мания величия). Не могут долго работать на одном месте. Они общительны и дружелюбны, идеалистичны и оптимистичны. Стараются найти смысл во всем, что делают, способны к изменению своего сознания, легки на подъем, с легкостью меняют работу.

Просят много, но и дают много. Они не хотят получать от руководства формальную обратную связь и отличаются тем, что без стеснения стучатся в дверь кабинета руководителя ежедневно просто для того, чтобы сообщить о своих успехах или проблемах. Когда приходят на собеседование, они запрашивают, не стесняясь, достаточно высокую зарплату, ставят высокую планку. Они не хотят концентрироваться только на решении профессиональных задач, как их родители, поэтому говорят о балансе работа – жизнь. Они не хотят работать по принципу «так надо», им необходима заинтересованность в том, что они делают.

Психологи выделяют основные черты, которые в той или иной мере имеют все люди поколения Y:
– амбициозность;
– культ индивидуальности;
– инфантильность;
– внутренняя пустота и одиночество;
– скорее абстрактное, чем рациональное мышление;
– креативность, динамичность.

Зная особенности мышления людей поколения Y, к ним легко можно найти подход. В работе, вне зависимости от сферы деятельности, они ценят:
– равноправную и справедливую конкуренцию, возможность стать лучшим;
– партнерские отношения с коллегами и начальством вместо жесткой иерархии;
– мудрое лидерство, а не руководство;
– обмен информацией, а не ее защиту;
– принятие любых решений на основе коллективного обсуждения или независимого анализа, а не просто указаний сверху.

Лучшая мотивация для «игреков» – это дать им возможность реализовать свой потенциал.

Поколение Z

Подрастает новое поколение Z, кто-то из них вот-вот придет к нам на работу. Они уже стали нашими клиентами и через год или два станут работниками наших салонов. Эксперты причисляют к поколению Z подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 20 с небольшим лет. Скоро они станут самой весомой по численности группой потребителей и работников.

Поколение Z выросло в век информационных технологий. Они родились в мире, где уже были компьютеры, интернет и социальные сети. Им многое будет непонятно в устаревших моделях наших салонов и клиник, они уже не понимают, как можно обходиться без Wi-Fi или как можно читать бумажный прайс-лист.

А главное отличие заключается в том, что они зачастую вообще не видят разницы между виртуальным и реальным миром.

Они полностью отвергают все попытки объединить их в какие-либо группы. И нам стоит фокусироваться на результатах, показанных конкретным сотрудником, а не просто требуемым от человека на определенной должности. Они не против наставника, который сможет ответить на конкретные вопросы. Им нужно ставить четкие цели и задачи, которые дают быстрый видимый результат, и расписывать при этом все нюансы.

Открытые и общительные внешне, они совершенно не умеют строить отношения. Им присуща повышенная тревожность. Они будут чувствовать вовлеченность и брать на себя больше ответственности, если их должностные обязанности персонализированы в соответствии с их пожеланиями. Их девиз – сделай сам, то есть им важна индивидуализация во всем.

Хорошая новость для работодателей заключается в том, что «зэты» – перфекционисты и аккуратисты в том, что касается выполняемой ими работы, способны одновременно выполнять невероятно большое количество заданий. Однако и ожидания этих молодых людей выше, чем у представителей других поколений. Они привыкли к развлечениям, не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться. Если работа предоставит развлечение и развитие, они будут ей преданы.

Самые яркие черты поколения Z:
– быстрое развитие, одаренность и моментальное включение в интересующую их деятельность;
– умение отлично работать с любой информацией;
– способность делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и, например, учить уроки);
– «клиповое» мышление;
– инфантилизм;
– плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в Сети);
– нацеленность на быстрый результат;
– высокая уверенность в своей уникальности;
– дефицит внимания – неусидчивость и нетерпеливость;
– интровертированность, склонность к аутизации;
– повышенная возбудимость.

****
Нас ждет глобальная трансформация бизнеса. Нужно готовиться к приходу поколения Z. Сегодня-завтра они получат профессии и придут в наш мир реальности со своим миром виртуальности. Мы должны подготовиться и быть для них интересными, иначе они не приживутся в нашем бизнесе.

К сожалению, поколение Х стареет, уже к 25-му году нас останется на работе совсем мало, поэтому необходимы срочная замена и обновление кадров. Нужно готовиться к новому подходу даже при приеме сотрудников. Впереди нас ожидает много интересного.

 

 

Полная печатная версия:
Архив...