Местные анестетики в косметологии

Максим Выскуб, врач высшей категории, эксперт управления Росздравнадзора, главный врач ГАУЗ «Медицинский центр», г. Волгоград

По результатам опроса на тему использования анестетиков выяснилось, что кроме разрешенных к применению новокаина, лидокаина и эмлы, доктора используют ультракаин в карпулах (особенно ЛОР-врачи и специалисты по татуажу), убистезин, септанест, мепивастезин, скандонест.

Применение всех перечисленных местных анестетиков не разрешено ни в одной области медицины, кроме стоматологии (анестезия полости рта). Так написано в официально утвержденных инструкциях к препаратам. Исключение – артикаин (действующее вещество в ультракаине), но только в ампулах и выпущенный определенными производителями.

Считается, что лучшая книга в жизни – это книга собственных ошибок. Но все-таки лучше не учиться на своих ошибках, а делать выводы из неприятных, иногда даже ужасных ситуаций, которые, к сожалению, происходят в нашем непростом бизнесе.

В моей практике был случай, когда при применении анестезии на пластической операции во время трудной интубации у пациентки произошло резкое падение артериального давления и практически асистолия. К моему счастью, это случилось в операционной, под рукой были необходимые лекарственные средства и медицинские изделия (мешок для искусственной вентиляции легких), к тому же я и мой ассистент неоднократно участвовали в реанимационных мероприятиях. Человека спасли, но пластическую операцию по протезированию молочных желез сделали только через неделю.

Как врач-анестезиолог, реаниматолог с 15 летним стажем, как эксперт Росздравнадзора хочу отметить, что нужно быть готовыми к подобным ситуациям. Готовыми, потому что никто из медицинских работников, производящих инъекции лекарственных препаратов, от них не застрахован.

Вспоминаю еще одну историю, случившуюся уже не в операционной, а на высоте 10 тысяч метров, когда после изрядной доли спиртного у мужчины произошла рвота с аспирацией и остановкой дыхания. Но наличие переносного аппарата ИВЛ, подготовленность бортпроводниц позволили мне уложить пациента и сделать ему искусственное дыхание.

Почему эти случаи закончились благополучно? Прежде всего, благодаря подготовленности персонала и наличию средств первой помощи. А самое главное, благодаря отсутствию паники и четкому следованию инструкциям!

Есть ли все это (инструкции, подготовленный персонал, противошоковая аптечка с непросроченными, правильно хранящимися медикаментами) в вашей клинике или салоне (если вы вводите лекарственные средства)? Я почему-то уверен, что нет!

А ведь это может спасти как чью-то жизнь, так и ваш бизнес!

Итак, какие выводы я сделал и что реализовал в своей организации?

1. Приказом по учреждению утвердил алгоритм оказания медицинской помощи по основным нозологиям, а также состав противошоковой аптечки.

2. Лично провел практические занятия со всеми медицинскими работниками по критериям качества оказания помощи при анафилактическом шоке, подробно остановившись на том, что делать через 30, 60 секунд, через три, пять, десять минут с момента установления диагноза.

3. Оставил для анестезии только новокаин, лидокаин и эмлу, так как практически все «модные» карпульные обезболивающие категорически нельзя применять ни косметологам, ни пластическим хирургам – в инструкции к препаратам или в стандартах про их методики ничего не написано.

И Росздравнадзор в письме № 01И-1872/15 от 2 ноября 2015 года обращает внимание, что региональная и местная анестезия должны проводиться опытными специалистами в оснащенном соответствующим образом помещении при доступности готового к немедленному использованию оборудования и препаратов, необходимых для реанимационных мероприятий и мониторинга сердечной деятельности.

Специалисты здравоохранения, проводящие местную анестезию, должны иметь навыки диагностики и лечения побочных эффектов местных анестетиков, включая системные токсические осложнения (анафилактический шок и кардиотоксичность), а по данным медицинской литературы, кардиотоксичность встречается чаще, чем аллергические реакции на препараты для местной анестезии, и может проявляться теми же симптомами, что и анафилактический шок (падение артериального давления, брадикардия, судороги, спутанность сознания). Токсическое действие может проявляться при применении в пределах рекомендуемых дозировок, используемых для местной анестезии.

И хотелось бы обратить внимание на следующий аспект.

Лекарственные средства (тем более иммунобиологические препараты – ботулотоксины), приобретенные клиентом самостоятельно, даже если у него есть чек и рецепт, колоть нельзя. При возникновении какой-либо проблемы виноваты будут врач и учреждение, так как показать условия хранения и холодную цепь будет невозможно.

 

 

Полная печатная версия:
Архив...