Юридический ликбез

Ольга Рябинина, врач, юрист, директор НП «Медицинская палата Свердловской области», консультант по правовому обеспечению деятельности медицинских организаций, г. Екатеринбург

Наша правовая система исходит из того, что никто не может в качестве оправдания ссылаться на незнание закона. А осведомленность в медицине не заменяет осведомленность в праве. Поэтому знакомство с нормативно-правовыми актами, включающими в себя общеобязательные требования к предприятиям индустрии красоты, поможет избежать многих неприятных последствий.

Ежегодно на семинарах по юридическому ликбезу руководители косметологических клиник и салонов красоты задают стандартные вопросы:

– Обязаны ли мы с каждым пациентом заключать договор?

– Если пациент приходит в клинику повторно, достаточно ли заключить с ним договор один раз или необходимо это делать при каждом посещении?

– Как правильно оформить договор, если оплачивает услуги муж, а получает их жена?

– Нужно ли заводить амбулаторные карты пациентов, если косметологические услуги оказываются на основании лицензии на медицинскую деятельность?

– Можно ли оказывать косметологические услуги, если пациент отказывается подписывать информированное добровольное согласие?

– Какой перечень документов должен быть в наличии для успешного прохождения проверки Росздравнадзора?

Перечень вопросов можно продолжать, но лучше мы перейдем к обсуждению проблемных зон профессиональной деятельности в области косметологии с позиции исполнения законодательства РФ.

Безусловно, большинство частных медицинских (косметологических) клиник повышает качество документов, обязательных при оказании платных медицинских услуг. Однако имеет место и порочная практика: медицинские организации используют неудачный вариант какого-либо документа с некорректным юридическим содержанием, наличием стилистических и грамматических ошибок. Ситуация понятна: руководитель в первую очередь озабочен развитием бизнеса, на рутинную бумажную волокиту не хватает времени, поэтому проще воспользоваться готовыми разработками из открытых источников.

Правило № 1

Договор на оказание платных медицинских услуг заключается между медицинской организацией и пациентом в соответствии с правилами, установленными федеральным законодательством. Договор – это не простая формальность, это именно тот документ, который регламентирует отношения клиники и пациента, это рабочий инструмент, гарантирующий правовое продвижение бизнеса.

Типичные ошибки при составлении договора:
– не указана информация о внесении записи в ЕГРЮЛ;
– не указана полная информация об органе, выдавшем лицензию на осуществление медицинской деятельности (наличие точного адреса и телефона обязательно);
– перечислены штрафные санкции для пациента, связанные с оплатой медицинских услуг;
– зафиксировано право клиники на односторонний отказ от исполнения договора;
– недостаточно полно прописаны условия предоставления информации пациенту;
– содержатся положения о правах пациента в случае получения им некачественной медицинской (косметологической) услуги.

Проанализируйте (изучите) договоры, которые ваша клиника (салон) подписывает с пациентами (заказчиками). Помните, что любое, даже незначительное, упущение способно причинить серьезные неприятности вашей организации.

Правило № 2

С каждым пациентом, пришедшим в вашу клинику, должен быть заключен договор на оказание платных медицинских услуг. 100 пациентов – 100 договоров. Условием легитимности заключенного договора являются паспортные данные заказчика (пациента) и его личная подпись. То есть со всеми пациентами должен быть подписан двусторонний договор.

Правило № 3

На каждого пациента, обратившегося в клинику, должна быть заведена медицинская документация, даже если, по его словам, он пришел только на консультацию.

В некоторых косметологических клиниках до сих пор используются старые формы медицинских карт. Между тем три года назад, 15 декабря 2014 года, приказом Минздрава России № 834н утверждена учетная форма № 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях». Соответственно, в результате принятия данного нормативного правового акта формы и порядок заполнения медицинской документации изменились.

Правило № 4

Информированное добровольное согласие (ИДС) является обязательным документом при оказании медицинской помощи и медицинских услуг.

Данное требование содержится в трех базовых нормативных документах РФ: в ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; ст. 8–10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; п. 14 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утверждены Постановлением правительства РФ от 04.10.2012 года № 1066) и посему является незыблемым.

Более того, п. 7 ст. 20 ФЗ № 323 установлена только письменная форма ИДС.

Далее, п. 1. ст. 20 ФЗ № 323 содержит подробные требования к объему информирования пациента: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи». Все эти позиции должны быть отражены в тексте ИДС.

К сожалению, многие косметологические клиники используют форму ИДС, предоставляемую компанией-поставщиком. Чаще всего это зарубежный поставщик, а так как у него нет задачи изучить законодательство РФ, такая форма содержит некоторую клиническую (медицинскую) информацию, но не выдерживает никакой критики в судах.

Хочу подчеркнуть, что два документа в первую очередь защищают клинику от необоснованных претензий и обеспечивают вашу позицию в суде: это грамотно составленный договор на оказание платных медицинских услуг и полноценное с точки зрения законодательства РФ информированное добровольное согласие на конкретную косметологическую технологию. Третий необходимый фактор – безупречное ведение медицинской документации.

Правило № 5

Если пациент отказывается подписывать ИДС, клиника не оказывает услугу. Если все-таки вы лично как собственник или руководитель учреждения принимаете решение без наличия ИДС продолжать отношения с пациентом, то должны понимать, что есть риск получения замечаний и штрафных санкций от Росздравнадзора, а также должны осознавать возможность проигрыша в суде при возникновении конфликтной ситуации с пациентом.

Девиз, который, исходя из печальной судебной практики, я предлагаю взять на вооружение: «Мы уважаем наших пациентов и доверяем им, но обязательно подписываем всю необходимую документацию».

Случай из судебной практики. Решением суда по иску гражданки В. к клинике, в которой она проходила лечение, в пользу истицы было взыскано 10 тысяч рублей компенсации морального вреда только за то, что в ИДС на косметологическое медицинское вмешательство, а именно введение препарата «Диспорт», отсутствовало указание на такой его известный побочный эффект, как появление мелких гематом в местах инъекций. Никаких дефектов медицинской услуги, на которые первоначально указывала истица в исковом заявлении, судебно-медицинская экспертиза не установила. В медицинской карте стояла запись: «Даны рекомендации», но не было указано, какие именно. Истица же в суде настаивала на том, что если бы она заранее, до медицинского вмешательства, была проинформирована об указанном побочном эффекте, она никогда не согласилась бы на эту косметологическую процедуру. Она также привела в качестве довода тот аргумент, что врач, давая ей рекомендации, не отметил, что необходимо в первые сутки после инъекции прикладывать лед к местам возможного возникновения гематом. Факт взыскания с клиники 10 тысяч рублей морального вреда повлек автоматическое взыскание и всех произведенных истицей судебных расходов в общей сумме 62 тысячи рублей.

Да, ИДС было подписано, но не был выполнен весь объем требований законодательства. И в этом случае суд вынес решение не в пользу клиники. Поэтому проверяйте содержание ИДС, используемого в вашей клинике.

Правило № 6

Документы для проверок Росздравнадзора пометим как необходимые (Н). Документы, необходимые для решения конфликтных ситуаций, пометим как полезные (П).

Итак, клиники, оказывающие косметологические услуги, должны иметь следующие документы:

– договор на оказание косметологических услуг (Н);

– договор в пользу третьего лица (Н). (Если оплачивает медицинские услуги муж (брат), а получает их жена (сестра), оформляется договор в пользу третьего лица);

– кассовый чек (Н);

– акт выполненных услуг (приложение к договору) (Н);

– медицинская карта пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях (Н);

– правила поведения пациентов (законных представителей) в клинике (П);

– соглашение о досудебном урегулировании спора (П);

– претензия пациенту-должнику, не оплатившему услуги (П);

– письмо пациенту с предложением расторгнуть договорные отношения (П);

– соглашение о расторжении договора (П);

– правила предоставления платных медицинских услуг конкретно в вашей клинике (Н);

– претензионный бланк, который заполняет пациент при возникновении конфликта (П);

– письменная форма отказа пациентов от предложенного лечения или диагностики (П);

– ИДС (на мезотерапию, химический пилинг, другие процедуры с использованием тех или иных препаратов, медицинский массаж, лимфодренажный массаж, процедуры фотоомоложения и фотоэпиляции, склеротерапию, биоревитализацию, контурную пластику, криотерапию, лазеротерапию, прессотерапию, физиотерапию) (Н + П).

Консультация по правовым вопросам: +7 (343) 372-52-65, ovr013@mail.ru

 

 

Полная печатная версия:
Архив...