Модель эффективного руководства

Наталья Лисова, руководитель сети салонов красоты, практикующий тренер, эксперт по построению салонного бизнеса, руководитель проекта «Салон на миллион», участник конференций, выставок, фестивалей, тренингов индустрии красоты в качестве лектора, г. Москва

В памяти всплывают 1997–1998 годы, когда моему салону было всего около двух лет... Я помню очередь из соискателей. Еще не было этого «кадрового разврата», на протяжении многих лет я не испытывала проблем при наборе мастеров. Но теперь ситуация изменилась. К общим экономическим проблемам добавился кадровый кризис всей системы найма и адаптации персонала.

Скажите себе «стоп»

Нужно ли ныть и ждать, когда кто-то придет, кто-то поможет?! Вы открыли бизнес! Вы принимали самостоятельное решение! Значит, надо начинать с себя!

Устали от позиции «номинального» директора? В управлении штатом нет мелочей, нужно реагировать на каждую гримасу, на каждую ухмылку и ничего не замалчивать. Вожак стаи должен быть сильным, ему нельзя показывать слабость, потому что слабого вожака стая съедает. Поэтому необходимо вводить правила игры.

Но готовьтесь, обязательно будут саботаж и, конечно же, увольнения. Потому что никто не хочет расставаться с теплыми комфортными условиями. Если вы созрели для того, чтобы менять и меняться, значит, пора задуматься о рекрутинге.

И в этой ситуации важно подготовиться психологически, то есть выработать ощущение силы безразличия. Отсутствие этого ощущения и заставляет собственников вибрировать и принимать невыгодные для бизнеса условия.

Вы сделали ошибку и стали оправдываться перед персоналом не в прямом смысле, а поступками, повышая процент, делая индивидуальный график. В этом и есть ваша слабость. А дальше все по закону жанра: понимая, что вы уступили, не попросив что-то выгодное взамен, вас начинают продавливать.

Как приобрести ощущение силы безразличия? Для руководителя сила безразличия означает готовность в любой момент потерять 100% сотрудников. Когда мы теряем сотрудника, по своей инициативе или по его воле, первая реакция – эмоциональная. Особенно если увольнение стало полной неожиданностью да еще сопровождается уводом клиентской базы или жалобой в трудовую инспекцию. А основания для жалобы всегда есть: налоги, переработки, зарплата в конверте, наем мигрантов без патента и многое другое.

Расскажу такой случай. Моя хорошая знакомая, мастер, руководитель парикмахерской, отношения в коллективе выстраивала по принципу «мы все одна семья». Перед тем как отправиться в отпускное путешествие, заехала в салон дать последние указания и по традиции принесла торт, фрукты, чтобы отметить предстоящее событие. А потом по дороге на вокзал вспомнила, что забыла что-то важное на работе. Через 40 минут, стоя у дверей собственного салона, испытала шок, увидев объявление: «Мастера из парикмахерской «Образ» работают по новому адресу». Что она пережила, какие страсти кипели в ее душе, думаю, объяснять не надо, и так понятно.

Я и сама испытывала негодование при внеплановом, неожиданном увольнении сотрудника. И поверьте, не самые добрые мысли и планы мести посещают мозг руководителя в момент бушующих эмоций. Гнев, обида, горькое чувство предательства переполняют сердце, есть ощущение, что тебя использовали. Тем более если в обучение сотрудника вложены деньги, потрачено много времени и сил. Долго я попадала в раскручивающийся водоворот негативных эмоций, пока не поняла, что они только разрушают изнутри, заставляют терять уверенность в своих силах и, более того, в глазах других делают бессилие очевидным. Вместо этого нужно научиться воспринимать подобные ситуации как новый опыт, а людей, с которыми тебя сталкивает жизнь, как учителей. Ведь каждый раз я из ошибок извлекаю какой-то урок, постигаю ту или иную науку. Это как игра в «Монополию»: кидая фишки, рискуешь, а вознаграждением становится переход на другой круг.

На смену первой реакции, эмоциональной, приходит другая – рациональная. На тренингах я всегда прошу директоров написать первые 20 шагов к новой жизни. Это как подготовленный «тревожный чемоданчик» на случай сигнала у военных. Ведь в первые минуты после дурных новостей мозг будет побуждать вас совершить, возможно, не самые разумные поступки... А вот такой чек-лист, прописанный заранее, даст вам возможность выполнить первые действия в кратчайший срок на автомате. В нашем случае это первые действия при переходе от эмоциональности к рациональности.

20 шагов к новой жизни

Что писать? Да все, что приходит в голову, даже нелепые мысли. Такую мозговую работу необходимо провести хотя бы один раз, зафиксировать результат и убрать в дальний ящик. Как говорится, на всякий случай. В качестве примера приведу список, который составила одна из моих студенток.

1. Оповестить клиентов, что салон закрыт на несколько дней на косметический ремонт.
2. Обзвонить всех знакомых по принципу шести рукопожатий (камень, брошенный в воду, дает круги, а значит, у знакомых ваших знакомых могут оказаться те, кто вам нужен).
3. Поднять базу сотрудников, ушедших с хорошей репутацией, попытаться с ними передоговориться.
4. Устроить день открытых дверей для мастеров из других салонов.
5. Попросить выйти сотрудников из других салонов, рекрутировать мастеров.
6. Пригласить известного стилиста на тренинг. Цель – собрать аудиторию возможных сотрудников.
7. Обратиться в агентство по подбору персонала, хотя надежды и мало.
8. Обратиться в учебные заведения с целью найти специалистов. Не просто позвонить, не просто дать объявление, а познакомиться с руководителем (естественно, не с пустыми руками). Желательно попасть на занятия и экзамен, получить доступ к картотеке.
9. Попросить помощи у коллег – директоров других салонов (если есть друзья или сообщество, гильдия, это будет естественно).
10. Подключить семью к поиску по типу «кругов ДОМБАРА» (не отказывайтесь от поддержки близких и друзей).
11. Разместить объявление на радио, ТВ, в газетах.
12. Записать ролик и разместить его в социальных сетях.
13. Позвонить «свободно определяющимся гражданам» по интересующим профессиям, заинтересовать их работой в салоне (надо проштудировать все объявления с предложением подобной услуги).
14. Сделать наружную рекламу, повесить растяжки на салоне (рекрутинг должен быть постоянным, и если сегодня у вас тишь и гладь, все равно проводите собеседования, набирайте кадровый резерв, работайте на опережение).
15. Написать объявления на профессиональных форумах.
16. Разместить объявления в профессиональных магазинах дистрибьютеров и в их аккаунтах.
17. Сделать SMS-рассылку всем знакомым по списку контактов в телефоне.
18. Поднять архивную папку всех соискателей, пересмотреть анкеты (тоже хороший ход, так как эти люди уже с вами знакомы).
19. Снять ролик с приглашением на обучение «с нуля» (сегодня подготовить специалиста-барбера возможно за 15–20 дней; я бы искала мужчин от 25 до 40 лет, желающих поменять профессию, желательно с высшим образованием).
20. Наконец, вспомнить, что я сама мастер.

Новый план руководителя

Как говорится, на войне все средства хороши. И у вас появятся свои наработки, чтобы в первую минуту не растеряться. Безусловно, должен быть проведен доскональный анализ всей организации вашего предприятия, пересмотр реперных точек, в которых раз за разом вы сдавали позиции, ослабляя свою власть руководителя.

Вы выписываете слабые звенья – темы, которые мы пытаемся обойти в переговорах с сотрудниками, потому что они острые и спорные:
– процент оплаты труда;
– сроки выдачи зарплаты;
– покупка униформы;
– график работы и отпусков;
– регламентированный приход и уход с работы;
– медосмотр;
– обучение.

И если ушла звезда или рядовой сотрудник, выдохните, а затем проанализируйте все те ошибки, которые привели вас к такой ситуации. Так как впереди рекрутинг и много-много собеседований, судьба дает вам возможность выстроить все с нуля, имея грандиозный опыт.

Итак, новый план руководителя должен отвечать на следующие вопросы:

– Какие требования выдвигать? Ведь наверняка вы не были полностью довольны работой сотрудника?

– Какие условия оплаты труда предложить тому, кто заменит ушедшего специалиста?

– О чем сразу его предупредить?

– Каких ошибок с ним не допустить?

– Как обучать?

– Сколько времени понадобится на передачу знаний?

– Как это организовать?

– На какие результаты работы данного сотрудника можно рассчитывать через три месяца, полгода, год?

Не сделав выводы из прошлых управленческих ошибок, мы каждый раз будем погружаться в пережитую боль для осознания и получения знаний и опыта. Предательство будет повторяться до тех пор, пока мы не поменяем отношение к данным событиям и людям. Нас будут обманывать, красть базу, переманивать сотрудников, перехватывать власть ровно до тех пор, пока мы не избавимся от своего страха и не начнем действовать и внедрять свои правила игры, другими словами, управлять!

 

 

Полная печатная версия:
Архив...