Перманентный макияж: аппаратный или мануальный?

Виталий Охотенко, сертифицированный инструктор по технологии SofTap (USA), мастер-тренер по перманентному макияжу с 1996 года, руководитель центра «Мерилин», генеральный директор Международной Лиги профессионалов перманентного макияжа, г. Москва

Так исторически сложилось, что перманентный макияж как самостоятельная услуга в индустрии красоты начал развиваться с создания в 1980–1982 годах первых специализированных тату-машинок производства стран Юго-Восточной Азии. Сразу начну статью с мысли, которой сперва хотел ее закончить. Если бы зарождение перманентного макияжа началось не с использования тату-машинок, а с внедрения универсальной мануальной технологии SofTap (УМТ SofTap, США), то сейчас мало кто из мастеров делал бы татуаж бровей, век и губ с помощью тату-машинки. Почему я так считаю? Попробую ответить на этот вопрос.

Шесть против одиннадцати

Прежде чем я начал осваивать технологию SofTap, я отработал на лице разнообразными электромеханическими устройствами почти 16 лет. И все эти годы пытался найти ключик к пониманию того, как же оптимально приспособить к коже этого маленького, вибрирующего и нещадно шинкующего кожу «дракончика». Как во время работы согласовать между собой все параметры процедур, присутствующие одномоментно и влияющие друг на друга? Перечислю параметры, которые должны оптимальным образом учитываться мастером.

1. Упругость, прочность, эластичность кожи на данном пигментируемом участке кожи (не зависит от мастера, но учитывается им в работе).

2. Мощность конкретной тату-машинки, определяющая потенциальное усилие, создаваемое аппаратом на конце иглы без нажима на кожу.

3. Частота возвратно-поступательных движений иглы, регулируемая мастером на профессиональных аппаратах в диапазоне от 50 до 250 движений в секунду.

4. Скорость движения иглы вдоль поверхности кожи (управляется мастером).

5. Техника работы иглой, выбираемая мастером (линейная, штриховая, спиральная, пунктурная).

6. Степень натяжения кожи (создается мастером).

7. Степень нажима иглой на кожу (зависит от мнения мастера).

8. Количество игл, воздействующих на кожу игл (мастер выбирает компоновку игл).

9. Угол наклона иглы по отношению к коже (выбирается мастером).

10. Количество проходов (воздействий) иглами на конкретный участок кожи.

11. Пигмент (подбирается мастером, в том числе с учетом выбранной техники работы иглой).

Подбирая каждый конкретный из перечисленных 11 параметров для качественного пигментирования кожи, мастер обязательно должен учитывать все остальные параметры, так как они все взаимозависимы, все присутствуют каждое мгновение во время работы. Это очень непросто и возможно только при наличии знаний и интуиции мастера и при условии концентрации им на ощущениях кожи. «Кожу нужно слышать во время работы!!!»

Все, что я перечислил, касается особенностей работы тату-машинкой аппарата для ПМ.

Если рассмотреть особенности работы на бровях, веках и губах по УМТ SofTap, то становится понятно, что отсутствует ряд присущих только аппаратной технике параметров процедур, которые мы должны учитывать. Остаются следующие параметры:

– упругость кожи;

– степень натяжения кожи;

– степень нажима иглами на кожу;

– количество игл, воздействующих на кожу (мастер выбирает тот модуль из 22 компоновок игл, который ему кажется наиболее подходящим для выполнения данной работы на данном участке кожи);

– количество тап-воздействий иглами на конкретный участок кожи;

– выбранный пигмент.

Как мы видим, мастеру гораздо легче работать игловыми модулями SofTap, чем тату-машинкой. Количество параметров кожи, одномоментно присутствующих в работе и требующих оптимального согласования между собой, уменьшается с 11 до шести (схема 1).

Отсутствие вибрации облегчает ощущение кожи

Согласовывать между собой эти шесть параметров, «слушая кожу», гораздо легче, потому что тактильные рецепторы на пальцах, которые держат инструмент, не «забиты» вибрацией тату-машинки. То есть тату-машинка, как вибрирующий посредник между рукой мастера и кожей, только усложняет мастеру задачу по оптимизации своей работы в каждом отдельном случае.

При работе игловыми модулями SofTap мастер работает больше как художник, в руках у которого выбранная им компоновка игл. Для мастера ПМ, освоившего технологию SofTap, каждый из 22 вариантов игловых модулей – это как кисти для живописца. А при работе тату-машинкой мастер вынужден приспосабливать свой «вибратор» к коже, решая довольно сложную задачу и выступая больше как укротитель.

Нетрудно предположить, что сказал бы художник, если бы ему предложили писать вибрирующей кистью. А мастера, которые незнакомы с УМТ SofTap, вынуждены работать так, как их когда-то научили, и изобретать способы, как справиться с тату-машинкой для пигментирования того или иного участка кожи, чтобы достичь нужного результата.

Меньше травма – выше предсказуемость результата

Каждый мастер должен понимать, что минимизация травмы при татуаже снижает ответную реакцию иммунной системы и повышает предсказуемость результата. Поместить красители в верхний слой кожи, не травмируя ее, невозможно. Но степень травмы должна быть достаточной и не больше.

Лучшее ощущение кожи при работе игловыми модулями SofTap позволяет минимизировать травму. Тату-машинкой это сделать гораздо сложнее. Мало того, пучки игл в технологии SofTap сформированы таким образом, а сама техника тап-воздействия такова, что нанести при работе избыточную травму кожи практически невозможно, если только, конечно, не задаться этой целью.

Меньше травма – быстрее заживление

Большинство клиентов отмечают сравнительно более быстрое заживление и меньший отек (или его отсутствие) при ПМ, выполняемом по технологии SofTap. В первую очередь это касается ПМ губ.

Восприятие клиентами бесшумного инструмента УМТ SofTap

Все клиенты, у которых была возможность сравнить две технологии – аппаратную и УМТ SofTap, однозначно отмечают гораздо больший психологический комфорт при выполнении ПМ бесшумным инструментом. Испытываемые болевые ощущения переносятся клиентом психологически гораздо спокойнее, чем при зудящей над ухом тату-машинке.

Перекрестное заражение мастера

Почти любой мастер, имеющий достаточный опыт работы тату-машинкой, может вспомнить случаи из своей практики, когда при неловком движении вибрирующий инструмент выпадал и игла травмировала его руку. Понятно волнение мастера за свое здоровье после таких случаев.

При работе мануальным инструментом непреднамеренная травма руки практически исключена.

Ремонт инструмента

Чаще всего случается поломка тату-машинок. Реже, но выходит из строя настольный блок управления режимами, еще реже – педаль или адаптер. При ремонте тату-машинок очень часто приходится разбирать инструмент (даже если переломился проводок, питающий машинку). После разборки-сборки не в заводских условиях невозможно произвести точную настройку тату-машинки, необходимую для ее нормальной работы. Обычно это сразу ощущается по изменению звучания инструмента в работе. Настройка работы тату-машинки должна выполняться только на заводе на специальном стенде.

Я не рассматриваю ремонт примитивного азиатского инструмента, который все еще производится только благодаря мастерам, желающим сэкономить и не изучающим предварительно особенности различных инструментов. Некоторые азиатские машинки могут работать более-менее качественно первые несколько десятков процедур. Потом их надо менять на новый инструмент. Поэтому об их ремонте я даже и не говорю.

Ремонт профессиональной аппаратуры европейского производства на заводе не только занимает несколько месяцев, но и нередко оборачивается отказом в гарантийном обслуживании, который объясняется тем, что машинку роняли. Я с этим сталкивался много раз.

Я обучаю перманентному макияжу с февраля 1996 года. Одна из составляющих обучения – рекомендации мастера-тренера по оснащению рабочего места и в том числе по приобретению инструмента. В течение 16 лет я продавал ученикам аппараты для ПМ, а с 1999 года – исключительно профессиональные аппараты производства Германии. Поставленный в моей практике рекорд по длительности ремонта тату-машинки через прямого импортера – это целый год. Обычно ремонт занимал три-четыре месяца. Так как ученики приобретали аппараты у меня, то все издержки от психологического давления на меня со стороны мастеров я испытывал в течение многих лет: «Когда же почините мою машинку? У меня была запись на два месяца вперед! Я из-за вас терплю убытки!»…

Теперь это все далеко позади. Уже пятый год, как инструменты у моих учеников не ломаются, и я не завидую тем продавцам, которые все еще продают электромеханические вибраторы для ПМ.

Лечение синдрома воспаления срединного нерва

То, что аппаратура для ПМ может ломаться и, как правило, делает это в самый неподходящий момент, – это всем понятно. Но то, что могут быть профессиональные осложнения со здоровьем у самого мастера, я узнал только после того, как на обучение УМТ SofTap ко мне стали записываться мастера, получившие проблемы из-за вибрации тату-машинки. Отсутствие информации в сообществе мастеров ПМ на эту тему было от безысходности ситуации. Боли в руке, онемение пальцев рук по утрам (как будто отлежал руку), постепенное распространение болей по руке от кисти через плечо до позвоночника может закончиться тем, что любой предмет, который мастер взял в рабочую руку, выпадает совершенно непроизвольно. В этом состоянии приходится бросать профессию, и замена тату-машинки на мануальный инструмент ничего не решает. Уже поздно.

Синдром запястного канала без устранения причин возникновения может приводить к полному необратимому повреждению срединного нерва, иннервирующего пальцы кисти с последующим тяжелым нарушением функции кисти. К сожалению, это профзаболевание не излечивается. При синдроме воспаления срединного нерва (одной из разновидностей тоннельного синдрома) неврологи предлагают курсовое лечение инъекциями специальных препаратов в область запястья. Это помогает временно, на один-два месяца. Иногда врачи вынуждены прибегать к хирургическому вмешательству. Мастеру, чья рука запечатлена на фото, не повезло даже после операции в Германии. Она вынуждена продолжать лечение. Да и проблему она почувствовала всего через несколько месяцев после начала практики… Все очень индивидуально и непредсказуемо.

По статистике, риск профзаболевания у женщин в три-десять раз выше, чем у мужчин. Такая проблема бывает и у врачей-стоматологов, и у некоторых музыкантов.

Неверно считать, что синдром воспаления срединного нерва может возникать только у тех, кто работает более «громкой» индукционной тату-машинкой для выполнения ПМ по телу. Громкость при работе таких машинок объясняется сравнительно большой амплитудой вибрации элементов конструкции тату-машинки. Безусловно, это оказывает негативное воздействие на связочный аппарат запястья и кисти со всеми вытекающими последствиями. Однако самые современные дорогие малошумные тату-машинки, в том числе в виде изящных ручек, имеющие меньшую амплитуду колебаний элементов конструкции, производят более высокую частоту вибрации, которая глубже проникает в ткани организма, причиняя даже больший вред.

Быстрота и простота выполнения процедуры

Многие мастера, не пытавшись освоить технологию SofTap, предполагают, что машинкой работать гораздо быстрее. Это большое заблуждение.

Казалось бы, режимы работы тату-машинки позволяют за секунду совершать 50–200 воздействий иглами на кожу. Специальная ускоренная видеосъемка рапид наглядно показывает, что подавляющее большинство движений иглы тату-машинки в процессе пигментирования кожи неэффективно, то есть они не проникают в кожу, и машинка работает в значительной мере вхолостую. Кожа при этих частых движениях в основном просто пружинит, не пропуская иглу. Можно, конечно, постараться сделать так, чтобы почти все движения иглы тату-машинки были эффективны. Для этого мастер должен, во-первых, очень сильно натянуть кожу, а во-вторых, произвести достаточный нажим иглой на кожу. В результате кожа чрезмерно травмируется. Например, одинарная игла при этом работает как режущий инструмент, а эффект будет похож на работу «микролезвия» при микроблейдинге.

Мануальная же техника SofTap подразумевает абсолютный контроль мастера за каждым движением игл и их воздействием на кожу. Обычно мастер делает максимум три-пять воздействий игл на кожу, то есть в десятки раз меньше, чем тату-машинка. При определенном навыке можно обеспечить необходимую эффективность почти каждого воздействия иглами на кожу. Именно этим объясняется то, что время, затрачиваемое одним и тем же мастером для выполнения одинаковой работы вручную техникой SofTap, никогда не бывает больше, чем время, затрачиваемое при работе тату-машинкой. Мало того, с накоплением опыта мастер зачастую делает работу по технологии SofTap в полтора-два раза быстрее, чем при использовании аппарата.

Однако хочется подчеркнуть, что это возможно только в том случае, если обучение УМТ SofTap было произведено профессионально. Только обучение у сертифицированного инструктора, официально представляющего технологию SofTap, позволит раскрыть все художественные возможности этой мануальной техники при работе на бровях, веках и губах.

Почему именно SofTap?

В заключение не могу не сказать, что, сравнивая работу мануальным инструментом и аппаратом, я не случайно не сказал про микроблейдинг. На это есть несколько причин.

Только УМТ SofTap полностью взаимозаменяема с аппаратной по своим потенциальным возможностям при работе на бровях, веках и губах. Именно поэтому ее и называют универсальной. 22 вида игловых модулей позволяют сделать любую работу в любой технике, включая прорисовку тонких линий в зоне бровей (техника GenuLine). В то же время неуклюже выглядят попытки некоторых мастеров выполнять татуаж на этих зонах микролезвиями для воплощения того, что может тату-машинка. Работа лезвиями для микроблейдинга, имитируя тап-воздействия при их жесткой спайке, рвет кожу. Иглы в игловых модулях SofTap при тап-воздействии мягко пружинят.

Следует напомнить, что инструмент для микроблейдинга создавался исключительно для изображения тонких линий при татуаже бровей и именно для плотной азиатской кожи. На европейской коже работать им, не нанося чрезмерную травму, очень и очень сложно. Это можно наблюдать на печальных примерах атрофических рубцов.

Вторая причина, почему в ряде стран всерьез рассматриваются законы о запрете микроблейдинга, заключается в несоответствии инструмента санитарным нормам. Это касается и ручек, в цанговый зажим которых может попадать пигмент с кровью, и потому они требуют стерилизации после каждой процедуры, и игл, на упаковках которых в большинстве случаев не стоит срок их стерильности. Справедливо предположить, что все такие иглы нестерильны.

Предлагаю всем мастерам, работающим тату-машинками, освоить технологию SofTap. Уверен, что ее простота и возможности приятно удивят вас и универсальная мануальная технология SofTap займет в вашей практике достойное место. Не судите о технологии SofTap, пока не пройдете профессиональное обучение у сертифицированного инструктора.

Желаю всем мастерам совершенствовать свое мастерство и никогда не останавливаться на достигнутом.

Косметологический центр «Мерилин»:
г. Москва, ул. Таганская, д. 36, корп. 2, оф. 3,
тел. (495) 103-47-10,
www.softap.pro, www.tattoo-marilyn.ru

Полная печатная версия:
Архив...