Симметрия и асимметрия в гармонии лица

Алексей Кодяков, заведующий отделением косметологии Клиники доктора Груздева, г. Санкт-Петербург

Павел Федоров, заведующий отделением пластической хирургии Клиники доктора Груздева, г. Санкт-Петербург

 

Симметрию лица считают признаком хорошей наследственности. Лицо без выраженной асимметрии привычно для восприятия и считается наиболее привлекательным. При этом идеально симметричных лиц не существует, каждому человеку присуща та или иная диспропорция. Легкая асимметрия может выглядеть гармонично, она подчеркивает индивидуальность человека и притягивает внимание окружающих. С этими вопросами систематически сталкиваются специалисты, занимающиеся эстетической коррекцией лица. В природе существуют разные типы симметрии. К рассматриваемой теме имеют отношение две разновидности зеркальной симметрии – вертикальная и горизонтальная. Врач обычно имеет дело с вертикальной симметрией, при наличии которой правая и левая половины лица идентичны друг другу. Определенную роль в гармонии пропорций лица играет и горизонтальная симметрия.

Горизонтальная симметрия

В природе единственная горизонтальная симметрия – отражение в зеркале воды. Поэтому в отношении лица употреблять термин «горизонтальная симметрия» можно лишь условно, подразумевая уравновешенность пропорций, гармоничное сочетание верхней и нижней частей лица.

С эстетической точки зрения желательно, чтобы кончик носа располагался посередине лица, а волосы и подбородок находились на одинаковом расстоянии от кончика носа. На рис. 1 представлены результаты коррекции лица пациентки с целью достижения указанных пропорций.

Изначально у пациентки нос на лице выглядел дисгармонично, смещенным книзу (рис. 1а). Для восполнения недостающего объема нижней трети лица выполнена контурная пластика подбородка. Дополнительно в целях улучшения эстетического эффекта сглажены неровности кожи подбородочной области с помощью инъекций препарата ботулотоксина, уменьшено провисание мягких тканей в области овала лица путем имплантации лифтинговых нитей. В результате устранения дисбаланса между верхней и нижней частями лица пациентка стала выглядеть более привлекательно (рис. 1б).

С иными эстетическими проблемами сталкивается врач в процессе коррекции вертикальной асимметрии лица.

Вертикальная асимметрия как эстетический дефект

На сегодняшний день нет единого мнения о том, где граница между физиологической асимметрией лица, не нуждающейся в коррекции, и патологической, требующей хирургического вмешательства. Чаще всего условными пределами этого различия считают 3–5 градусов в угловых величинах и 2–3 миллиметра в линейных. Физиологическая асимметрия лица присутствует у любого пациента, она визуально малоразличима и легко маскируется косметикой.

Патологическую асимметрию считают эстетическим дефектом – она бросается в глаза, ее не удается скрыть с помощью макияжа.

Косметологи и пластические хирурги часто сталкиваются с врожденной или приобретенной асимметрией лица. Если к умеренно выраженному ее проявлению пациент может приспособиться, то наличие грубого дефекта является абсолютным показанием к выполнению коррекции.

Независимо от зоны локализации все встречающиеся варианты асимметрии лица можно подразделить на позитивную и негативную. Эпитет «позитивная» используем с оговоркой, имея в виду мягкую дисгармонию. При мимической активности проявления позитивной асимметрии уменьшаются, а негативной, наоборот, возрастают.

Грубая негативная асимметрия требует коррекции. Задача врача – устранить ее либо перевести в позитивную. Это можно проиллюстрировать на примере клинического случая (рис. 2).

Пациентка М., 59 лет, обратилась в связи с опущением правого угла рта (рис. 2а), возникшим по причине поражения лицевого нерва. При улыбке и иных мимических движениях диспропорция между правой и левой частями лица усиливалась, что резко усугубляло эстетический дефект. Асимметрия была расценена как негативная, подлежащая коррекции. Пациентке провели нитевую подтяжку мягких тканей средней и нижней третей лица.

В процессе нитевой подтяжки была намеренно обеспечена гиперкоррекция (рис. 2б). Через месяц после процедуры ее проявления уменьшились значительно, но не полностью (рис. 2в). Если изначально правый угол рта пациентки был опущен, то сейчас он немного приподнят. Судя по фото, асимметрия лица полностью не устранена. Она переведена из негативной (более плохой) в позитивную (менее плохую) – и это во многом решает эстетическую проблему пациентки. Теперь имеющийся дисбаланс не производит гнетущего впечатления на собеседников, поскольку при мимической активности лицо становится более симметричным.

Может ли асимметрия лица быть позитивной в прямом понимании, можно ли ее рассматривать в качестве положительной составляющей образа?

Асимметрия как атрибут индивидуальности

Если с эстетической точки зрения грубая асимметрия лица всегда невыгодна, то незначительные ее проявления могут сыграть положительную роль в восприятии человека. Рассмотрим это на примерах.

На рис. 3а представлено асимметричное лицо пациентки после некорректно выполненной ботулинотерапии в сторонней клинике (в целях коррекции мимических морщин в область лба был введен препарат ботулотоксина). Это привело к появлению эстетического дефекта – грубой асимметрии бровей, приковывающей взгляд. При проведении аналогичной процедуры другой пациентке (рис. 3б) получена легкая асимметрия бровей, органично вписывающаяся в черты лица и выгодно оттеняющая индивидуальность.

Может ли асимметрия лица быть красивой? Для ответа на данный вопрос многими специалистами проводятся опыты с использованием фотографий знаменитостей. Рядом с оригинальной фотографией лица они помещают изображение с идеальной симметрией, сделанное путем дублирования одной стороны этого лица. Сравнивая правую и левую фотографии, рассуждают о преимуществах либо недостатках искусственной симметрии. Проведем аналогичное исследование (рис. 4).

Лицо Леонардо Ди Каприо на обеих фотографиях узнаваемо, однако по уровню привлекательности выглядит неодинаково. Искусственное изображение явно уступает оригиналу. Создается ощущение, что с исчезновением легкой асимметрии поблекли те неуловимые черты, которые приковывают внимание почитателей таланта знаменитого артиста.

Окончание статьи в № 11/2017 «Kрасота PROf».

 

 

Полная печатная версия:
Архив...