Успешный руководитель индустрии красоты: профессиональные и личностные качества

Лалита Калинина, руководитель проекта по развитию бизнеса «Бьюти&Консалтинг», консультант, бизнес-тренер, эксперт по развитию бизнеса, г. Москва

Многие руководители отмечают тот факт, что их представления о должности и роли в салоне красоты на практике не совпали с ожиданиями. Для того чтобы руководить современным «красивым» бизнесом, недостаточно иметь диплом о высшем образовании. Необходимо обладать универсальными знаниями, навыками анализа, уметь убедительно представить стратегию компании.

В данной статье я привожу в качестве примера ситуации из практики консультирования. Работая с организациями, я использую методику, уже по достоинству оцененную клиентами, которую можно назвать «диагностика и рекомендация». Это анализ проблем компании с детализацией, которая позволяет выявить ее слабые и сильные стороны, профессиональные качества руководителя и т. д.

Итак, какими же знаниями должен обладать руководитель косметологической клиники или салона красоты? Перечислим основные сферы, в которых топ-менеджер обязан ориентироваться: бизнес-планирование; администрирование; психология; маркетинг; бухгалтерия; юридическое право; менеджмент.

Чтобы быть успешным, руководителю нужно постоянно продумывать все до мелочей, вникать во все тонкости деятельности своих подчиненных, что, безусловно, требует от него определенных профессиональных и личностных качеств.

Проведенные психологами и социологами исследования по стилям руководства позволили выявить три наиболее часто встречающихся типа: авторитарный, демократический и либеральный. В чистом виде, как правило, данные стили не проявляются, но тенденция к доминированию тех или иных черт явно просматривается. Рассмотрим, в чем особенности разных методов воздействия руководителя на подчиненных.

Авторитарный стиль

Из-за стремления управляющего к единовластию результатом такого стиля руководства является большинство конфликтов в коллективе. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Претензии сотрудников чаще всего касаются лишения различного рода компетенций. Есть, конечно, и другие причины, но сейчас не будем вдаваться в психологические корни стиля управления.

Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, ведет к значительному снижению ответственности работников и, соответственно, снижению эффективности работы. Приведу в качестве примера одну из последних консультаций. В клинике упала выручка, началось массовое увольнение сотрудников. При общении выяснилось, что два владельца косметологической клиники, имеющие равное долевое участие в бизнесе, то и дело конфликтовали. Один из них заигрался в авторитарного руководителя, из-за чего страдал коллектив. Уже никто не понимал, кто главный, чьи распоряжения следует выполнить. Действия совладельцев были несогласованны, скрытый конфликт между ними влиял на атмосферу в компании, состояние коллектива было угнетенным, а главное, значительно снизилась прибыль организации.

Демократический стиль

Взаимодействие между подчиненным и руководителем осуществляется на уровне взрослый – взрослый. В этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Такая обстановка имеет воспитательный характер и позволяет достигать целей с малыми издержками.

Данный стиль руководства стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, взаимоотношения формируются без грубого нажима с опорой на индивидуальные способности сотрудников.

Либеральный стиль

Результатом такого стиля является невмешательство руководителя в управление коллективом. Руководитель предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям свыше, стремится уменьшить свою персональную ответственность, работу пускает на самотек, чаще всего важные вопросы решаются без его активного участия. При ярко выраженном либеральном стиле можно заметить неформального лидера в коллективе, который берет на себя решение текущих вопросов.

Какой стиль предпочтительнее?

Часто задаваемый вопрос: какой же все-таки стиль руководства ведет к более успешным показателям в работе коллектива? Однозначного ответа нет, все зависит от личности руководителя, но если он действует в рамках разумного и в поле компетентности, если правильно использует необходимый набор знаний, любой стиль может быть успешным.

Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства. Как правило, успешный руководитель вполне осознанно комбинирует различные стратегии. При этом важно понимать, что стиль руководства формируется профессиональными и личностными качествами лидера.

Профессиональные и личностные качества руководителя

Главная отличительная черта настоящего организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, а для этого ему необходимо развивать такие фундаментальные личностные качества, как уверенность, самообладание, надежность.

Уверенность. Руководитель должен быть уверенным в себе человеком, сильной личностью, обладать харизмой, уметь решать сложные поставленные задачи. Уверенность, как правило, основывается на знаниях и умении их применять на практике. Посещайте семинары и повышайте свой уровень знаний.

Самообладание. Одно из неотъемлемых качеств управляющего – контроль над своими эмоциями, умение быть уравновешенным. Согласитесь, неуравновешенный, неуверенный в себе руководитель не будет пользоваться авторитетом в коллективе.

Случай из практики. В салон наведались представители госорганов с очередной проверкой. Управляющая наотрез отказалась разговаривать с нежеланными гостями и оставила администратора вести переговоры. Когда мы проводили консультацию в этом салоне, 9 из 18 опрошенных сотрудников озвучили эту ситуацию с возмущением, все высказались примерно так: «Можно ли работать с таким руководителем, который прячется от проверяющих органов, переложив свои обязанности на администратора?» Из-за отсутствия опыта и по незнанию администратор дала доступ к документам, которые не следовало бы показывать. Естественно, управляющей это не понравилось, и она уволила администратора. Хотя по большому счету конфликт был спровоцирован руководителем.

Надежность. Коллектив, который видит самостоятельного, независимого, самодостаточного руководителя, на подсознательном уровне прислушивается к нему. Такой руководитель получит самое ценное – доверие, то есть признание его авторитета, согласие действовать в соответствии с его установками. Помните, на доверии строятся прочные отношения. Сотруднику нужны надежность и уверенность в завтрашнем дне.

Контроль. Контроль над выполнением требований внутреннего трудового распорядка, установленного в клинике или салоне красоты. Контроль над выполнением сотрудниками всех поставленных задач.

Планирование. Без планирования нет завтрашнего дня! Каждый сотрудник должен знать, что и когда он должен сделать. Важно убедиться, чтобы сотрудник понимал, что от него требуется. Знание руководителем основ тайм-менеджмента увеличит эффективность планирования.

Мотивация. Это, пожалуй, одна из самых сложных задач для всех руководителей. Многие из них согласятся с мнением, что сотрудников сложно «расшевелить». В идеале, конечно, стоит брать в салон красоты сотрудников, которых не нужно мотивировать.

Разумеется, в рамках статьи невозможно предоставить полную информацию обо всех профессиональных и личностных качествах, поэтому мы остановились на тех, с которыми часто приходится сталкиваться консультанту.

Приведу пример нашего опроса салонов и клиник. Выборка «диагностика – рекомендации» составила 34 предприятия. Количество участников – 409 человек (учредители, руководитель, администратор, массажист, косметолог, тренер по фитнесу и др.). Мнение сотрудников о том, каким должен быть в идеале руководитель:
– образованным;
– умеющим четко формулировать цели для коллектива;
– не допускающим авральные темпы и перегрузку;
– оптимистом;
– компетентным;
– спокойным;
– понимающим;
– строгим, но в меру.

Эффективность руководителя зависит от его желания совершенствоваться, искоренять свои недостатки, быстро решать возникающие проблемы, независимо от уровня занятости. Уметь не только самому работать, но и эффективно организовать работу своих подчиненных, тогда у руководителя всегда будет время для оперативного решения неотложных вопросов. Наличие перечисленных качеств позволит ему эффективно заниматься управленческой деятельностью и вести коллектив за собой.

 

 

Полная печатная версия:
Архив...